Мы в ответе за тех, с кем заключили...
Недавно мы рассказывали о том, что Банк России рекомендовал кредитным организациям внимательнее проверять юридические адреса при открытии счета. 3 августа 2012 года Минфин выпустил Письмо № 03-02-07/1-197, которое напомнило, что предприниматели должны проявлять бдительность при совершении сделок, чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов. В помощь налогоплательщикам при оценке рисков Минфин определил три инструмента:
- «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков», используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@;
- справочный сервис на сайте ФНС, позволяющий проверить юридический адрес на массовость;
- Письмо ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84 о проявлении должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.
Фигурирует в тексте письма и излюбленная нашими контролирующими инстанциями страшилка – «фирмы-однодневки». Не имея четких механизмов выявления подозрительных юрлиц, еще один госорган влился в хоровод, поющий про адреса массовой регистрации. Но в отличие от ФНС и ЦБ, министерство пошло дальше, советуя:
- обратить внимание на полномочия руководителя компании-контрагента и копии документа, удостоверяющего его личность;
- установить фактический адрес – торговые либо производственные площади;
- оценить возможности фирмы по выполнению договорных обязательств.
В действительности политика «знай своего контрагента» имеет очевидные плюсы, прежде всего, для «белых» фирм: ФНС не сможет вменить отсутствие бдительности руководителю предприятия, заключившего волею судеб договор с «однодневкой».
На практике многие фирмы в начале сотрудничества с новым контрагентом и ранее требовали предоставления копий устава, свидетельств о регистрации и постановке на налоговый учет, заявления о переходе на УСН, договора аренды и копии паспорта руководителя. Усилить ли меры по защите предприятия или отвечать на обвинения ФНС в совершении налогового преступления – каждый руководитель решает сам.
Нелишним будет проверить не только деловых партнеров, но и свой бизнес, используя те же критерии, что и налоговая служба: посмотрите на себя глазами контролирующего органа, вдруг ваша фирма обладает формальными признаками фирмы-однодневки? В этом случае желательно скорректировать свой налоговый имидж, чтобы обезопасить себя и свое дело.