У каждого юридического лица есть свое наименование, которое содержит отсылку к его организационно-правовой форме. Наименования, указывающие на характер деятельности юридических лиц, должны иметь некоммерческие организации, а также некоторые коммерческие - в оговоренных законом случаях.
Использование в наименовании организации слов и словосочетаний «Российская Федерация», «Россия», «федеральный», а также образованных от них слов и словосочетаний возможно только в случае наличия соответствующего разрешения Правительственной комиссии. Следует отметить, что в настоящее время таковое на выдается.
Требуется разрешение и на использование в наименовании юридического лица слова «Москва» и названий районов столицы, равно как и слов и словосочетаний (включая сокращения), от них образованных. В этом случае необходимо согласие Межведомственной комиссии Правительства Москвы по выдаче разрешений на право использования государственной символики города Москвы.
Место, где осуществляется государственная регистрация, определяется местонахождением юридического лица, а точнее, его постоянно действующего исполнительного органа. Если же постоянно действующего исполнительного органа нет, регистрация осуществляется там, где находится другой орган либо лицо, у которого есть право без доверенности совершать различные действия от имени юрлица. Наименование и место нахождения являются реквизитами учредительных документов юридического лица.
У юридического лица, имеющего статус коммерческой организации, должно быть фирменное наименование. И если таковое прошло установленную законом процедуру регистрации, оно является защищенным исключительным правом использования. В случае неправомерного использования наименования сторонним лицом обладатель законного права может потребовать от него не только прекращения использования фирменного наименования, но и возмещения убытков.
Порядок представления документов
Чтобы пройти процедуру регистрации юридического лица, заявитель либо лично приносит документы в регистрирующий орган, либо высылает их по почте отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. Подпись лица, подавшего в регистрирующий орган заявление, должна быть удостоверена нотариусом. Процедура государственной регистрации предполагает, что в качестве заявителя могут выступать только учредитель юридического лица или руководитель юрлица, которое является учредителем юридического лица, подвергаемого процедуре регистрации.
Постановление Правительства РФ № 760 от 13.122005 г. «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков» определяет перечень форм документов, задействованных в государственной регистрации юридических лиц, а также требования к ним.
Все документы, состоящие из более чем одного листа, подаются прошитыми и пронумерованными. На обороте последнего листа, в месте, где прошит документ, должна стоять подпись или заявителя, или нотариуса, удостоверяющая количество в нем листов.
Государственная регистрация юридических лиц предполагает уплату госпошлины в размере 2000 рублей. Код бюджетной классификации в данном случае - 182 108 070 1001 1000 110. Остальные реквизиты для коммерческих юрлиц следующие:
- получатель платежа – УФК г. Москва для МИФНС № 46 по г. Москва;
- налоговый орган – ИНН 7733506810 КПП 773301001;
- код ОКАТО – 45283593000;
- номер счета получателя платежа – 4010 1810 8000 0001 0041
- наименование банка – отделение 1-го Московского ГТУ Банка России;
- БИК – 044 538 001
Если предстоит подача документов на государственную регистрацию юридического лица в ИФНС № 46, заявитель должен через специальный терминал получить квитанцию, в которой будет записан номер очереди. Затем этот номер будет отражен на информационном табло в зале приема, и заявитель сможет подать документы в соответствующее окошко.
День, когда регистрирующий орган получает в свое распоряжение документы на государственную регистрацию, считается датой представления документов. Данные о приеме документов записываются в специальную книгу. Также лицо, уполномоченное на государственную регистрацию, оформляет два экземпляра расписки в получении документов. В них записан список документов и дата получения их регистрирующим органом; стоит подпись и печать должностного лица. Один экземпляр должен быть подшит в регистрационное дело, а второй – отдан заявителю. Если тот представляет документы лично, расписку ему должны отдать в день сдачи документов в регистрирующий орган. А если они поданы другим способом, в частности по почте, второй экземпляр расписки должен быть выслан в течение рабочего дня, следующего за днем, когда регистрирующий орган получил документы. Расписка высылается заявителю с уведомлением о вручении.
Все поданные документы в обязательном порядке подвергаются проверке по нескольким критериям. Так, регистрирующий орган изучает:
- паспортные данные. Это делается, чтобы выявить руководителей создаваемых компаний, а также уполномоченных лиц юридических лиц и учредителей - физических лиц, чьи паспортные данные не соответствуют действительности.
- сведения об адресе местонахождения юридического лица. В данном случае изучается возможное использование не подтвержденного юридического адреса массовой регистрации.
- данные на юридических лиц, являющихся учредителями организаций. Проверка через федеральные и региональные ресурсы ЕГРЮЛ и ЕГРН показывает, не находится ли компания в процессе ликвидации.
- документы юридических лиц, в наименованиях которых употребляются «Россия», «Российская Федерация», «федеральный» или же образованные от них слова и словосочетания.
- данные в заявлении на государственную регистрацию и данные в учредительных документах организации. Их сравнение позволяет выявить возможные отличия между ними и отсутствие некоторых необходимых параметров.
Процесс регистрации длится 5 рабочих дней, в течение которых или готовится к выдаче подписанное уполномоченным лицом свидетельство о государственной регистрации юридического лица формы Р51001, или же оформляется отказ в регистрации. Один экземпляр решения остается в регистрационном деле, другой отдается непосредственно заявителю либо высылается ему по почте.
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или решение об отказе должно быть выдано не позже чем через 5 рабочих дней со дня подачи документов в регистрирующий орган. Юридическое лицо считается зарегистрированным с момента внесения записи о нем в государственный реестр. Его наименование в свидетельстве будет точно таким, как в учредительных документах.
Процедура получения документов по государственной регистрации сходна с процессом подачи. В этом случае также требуется квитанция, на которой будет записан номер очереди. Информацию о том, обладатель какого номера может получить свои документы в текущий момент, можно увидеть на табло в зале приема. Чтобы получить документацию, необходимо предъявить выданную ранее расписку.
Соискатель госрегистрации может получить такие документы:
- решение об отказе в государственной регистрации юридического лица;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- свидетельство о постановке на налоговый учет;
- выписка из ЕГРЮЛ.
Получение устава со штампом регистрирующего налогового органа с февраля 2007 года требует обращения в территориальную ИФНС. Регистрирующим органам вменяется в обязанность учет и хранение всех документов, представленных на процедуру государственной регистрации. Других документов, кроме как прописанных в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», налоговый орган требовать не имеет права.