«В целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям законодательства о налогах и сборах, повышения эффективности совместной работы Федеральная налоговая служба поручает в обязательном порядке инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках…»
Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Таким образом, для возбуждения уголовного дела необходимы «материалы» из налоговых органов: вступившее в законную силу решения о доначислении налогов и о привлечении к налоговой ответственности.
С 10 октября 2012 года при всех региональных управлениях для выявления налоговых преступлений созданы совместные рабочие группы из сотрудников ОВД и ФНС. Задачи, поставленные перед ними, это борьба с однодневками, незаконными вычетами по НДС и фиктивными банкротствами. Так что выезжать для проверки юридического адреса сотрудники налоговой службы теперь будут в компании с полицейскими.
При проверках сотрудники ФНС обязаны призывать на помощь полицию, если сумма доначислений 2 млн рублей и более (размер соответствует признакам уголовного преступления). Но для сумм, возмещаемых из бюджета, минимальный размер не установлен, и сотрудники налоговой службы должны передавать в полицию материалы по любому возмещению НДС, если имеются подозрения в незаконном возмещении.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ № 18-02 от 4 февраля 1999 года, результаты оперативно-разыскных мероприятий являются не доказательствами, а сведениями об источниках каких-то фактов, которые могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, то есть в соответствии с НК РФ.
Любое решение налогового органа должно основываться на доказательствах, которые получены и исследованы непосредственно в рамках мероприятий налогового контроля. Надлежащими доказательствами при рассмотрении налогового спора могут являться показания свидетелей, полученные в рамках налогового контроля, иначе они не являются доказательством по смыслу статей 68 АПК РФ и 101 НК РФ. Допрос свидетеля может быть проведен как в ходе выездной проверки по его официальному месту нахождения – юридическому адресу, так и в помещении ФНС.
Органы внутренних дел не наделены российским законодательством правом осуществлять налоговый контроль, и объяснения, полученные полицией в связи с налоговыми преступлениями, служат лишь поводом для проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля и не могут сами по себе являться основанием для принятия решений налоговыми органами. Это прямо сказано в ст. 36 НК РФ.
Арбитражные суды подобные показания в качестве доказательств по налоговым делам не принимают. Не принимаются также в качестве доказательств составленные сотрудниками полиции рапорты, фиксирующие показания третьих лиц.
Однако даже если показания свидетелей, полученные в рамках оперативно-разыскных мероприятий, суд не признает, свидетель может быть по ходатайству налогового органа вызван в суд для участия в арбитражном процессе.
Что нового появляется в связи с этим документом? ФНС обязывает налоговые инспекции привлекать полицию не только для проведения совместных действий в рамках выездной проверки, но и на предпроверочной (!) стадии. И поскольку правоохранительные органы будут обязаны оказывать помощь в сборе материала, предназначенного для направления в их же адрес налоговой службой для рассмотрения вопроса «о возбуждении», появляется еще один повод для коррупции.